00:49 

Готика в России - теория + список литературы

Когда мир раскалывается на 2 части, трещина проходит сквозь сердце поэта.
"Одной из актуальных задач современного российского искусствознания и культурологии является воссоздание подлинной и научно обоснованной истории архитектуры и искусства России, освещение которой было бы лишено известной идеологической тенденциозности исследований советского периода и определенной неполноты и методологической устарелости дореволюционного изучения отечественной культуры.

На рубеже XX - XXI вв. не угасает интерес архитекторов к стилистическому наследию прошлого. В застройке Санкт-Петербурга и других новых и старых городов периода постмодернизама вновь появляются черты знаменитых исторических стилей: классицизма, модерна, готического, "шинуазри" и др. В связи с расширением строительства и применением форм стилей прошлого вопросы неостилистики и проблема явления "готического стиля", или "готики" в архитектуре Санкт-Петербурга становятся важными для современного изучения русского искусства.

Усиление в последнее десятилетие контактов России с Западной Европой актуализирует подробное изучение особенностей культурного взаимодействия, истории и специфики использования элементов стилистических направлений в архитектуре и искусстве, где важно не только исследовать объект, но и уделить внимание теоретической проблематике. Понятие и явление стиля представляет одну из главнейших категорий духовной культуры в целом и художественной культуры, искусствознания, в частности. Стиль - основанный на определенных законах способ, образ жизни и действий, творческий акт личности, проявляю-

щийся в особенных, неповторимых, символических формах в различных видах искусства — возникает и функционирует в каждый период истории искусства. В связи с изучением художественных стилей, преимущественно архитектурных, становится важной и проблема ретростиля1, как феномена европейского и русского искусства XVIII - XXI вв., как явления, основой или прототипом которого стал подлинный исторический стиль.

Подробное изучение малоизвестных сторон искусства города святого Петра, "готики" в его зодчестве, мотивируется и недавно прошедшим 300-летним юбилеем как своеобразным подведением некоторых итогов исторического трехвекового пути северной столицы.

Санкт-Петербург, согласно традиционному мнению, имеет преимущественно барочно-классицистический облик, но не исчерпывается формами этих стилей. Среди множества стилистических линий его городской архитектуры существует такая, которая необычайно гармонично вписалась в художественный образ застройки и, особенно, в дворцово-парковые ансамбли пригородов Петербурга и усадеб Санкт-Петербургской губернии - это линия "готической" архитектуры. "Готика" в зодчестве Санкт-Петербурга и его пригородов - пример эволюции стилистического направления, существовавшего в императорской России. Занимаясь исследованием темы, нами было обнаружено, проанализировано и систематизировано более ста различных сооружений, имеющих в своем облике черты "готического стиля" и находящихся в пространстве северной столицы и Санкт-Петербургской губернии.

Актуальность обращения в диссертационной работе к проблеме "готического стиля" Санкт-Петербурга и России в целом обусловлена его явно недостаточной изученностью. Ранее "русская готика" не рассматривалась специально как феномен архитектуры на протяжении всего периода ее развития в России, ей не уделялось должного внимания как особенному явлению в постройках северной столицы и ее пригородов, существенно отличающемуся от феномена с аналогичным названием в Москве и российской провинции. Подробное исследование данной проблематики необходимо для создания в искусствознании целостной картины развития русского зодчества, поскольку в работах отечественных ученых внимание, прежде всего, уделялось официальным стилистическим направлениям того или иного периода, а "готический стиль" считался либо ветвью господствующего стиля или его оппозицией, как, например, в эпоху классицизма, либо одним из множества стилистических направлений, как в период эклектики. Только в последнем десятилетии XX в. наметился интерес ученых к так называемым "неофициальным" стилистическим направлениям, существовавшим некогда не под эгидой классицизма и барокко, а в рамках сентиментализма и романтизма.

В связи с малой изученностью явления "готики" в петербургской архитектуре не существует и общепринятой терминологии. В настоящем исследовании "готические" тенденции в русской архитектуре второй половины XVIII - начала XX столетий, определяемые в трудах отечественных ученых, как "ложная готика", "псевдоготика", "неоготика", будут объединены одним понятием — "готический стиль". Это необходимо прежде всего потому, что единое явление, как правило, обозначается единым термином, а понятие "неоготика", применялось до сих пор различными исследователями и для определения всей "русской готики", и для характеристики одного периода, что в данном случае не целесообразно, так как постройки в "готическом духе" второй половины XVIII в., синтезирующие классицистические и готические традиции, еще не имеют качественного уровня "нового стиля". Кроме того, нелогично одним термином называть и весь исторический период развития, и его часть. Кавычки в предлагаемом определении применяются в связи с тем, что подлинной готики, возникшей в эпоху Средневековья в католической Европе, на Руси быть не могло, а элементы готического стиля смогли распространиться в искусстве только после усиления при Петре I контактов с европейскими государствами.

Актуальность современного изучения данного феномена непосредственно связана на рубеже XX - XXI вв. и с возрождающимся осознанием России как части христианского мира и, соответственно, государством, относящемся не только к Восточной, но и к Западной Европе, что было основой функционирования русской культуры вплоть до 1917 г. Россия входила тогда в целостную систему художественной культуры западной части евразийского континента, в основе ее лежало византийское православие, а культурный подъем, приведший к расцвету России в XIX столетии начался при тесном политическом, экономическом и культурном взаимодействии в XVII - XVIII вв. с католическими и протестантскими странами Европы. Одним из олицетворений этого культурного подъема стало создание новой столицы российского государства - Санкт-Петербурга, в основу возведения которого легли принципы нового мировоззрения в области архитектуры и градостроительства, основанные на контактах с европейским искусством.

"Готический стиль" наряду с остальными историческими стилями широко применялся и применяется при проектировании и строительстве зданий: он органично слился с классицизмом во второй половине XVIII в., стал равноправным стилистическим направлением в эпоху эклектики и течением в модерне, даже с советской архитектурой он нашел общие основания: некоторые архитектурные постройки середины XX столетия называют "сталинской готикой". Лишь небольшие временные отрезки между своеобразными этапами "русская готика" переживала в своем развитии затишье.

"Готические" формы особенно широко распространялись в так называемые "сложные", переходные художественные эпохи, такие как "противостояние классицизма и сентиментализма", "борьба классицизма и эклектики", "поиск "нового стиля" в противовес эклектике" - периоды преобразований и достижений. Культура готического времени Средневековья как квинтэссенция всего европейского средневекового культурного процесса, вобравшая в себя весь предыдущий христианский опыт, выступала переломной вехой в истории человечества, являясь, с одной стороны, концентрацией культурных особенностей, накопившихся за тысячелетнюю историю Средних веков, с другой - предтечей новой, во многом отрицающей опыт Средневековья, эпохи Возрождения. Поэтому она стала столь интересной для потомков, особенно в сложные моменты в истории культуры и искусства. Так обращение к Средним векам стало характерным для культуры романтизма, возникшего и развивавшегося в годы Французских революций и наполеоновских войн. В связи с этим и "готический стиль" в русской архитектуре развивался в различные периоды своего существования не как "правило", а как "исключение": в одном случае, он - оппозиция официальному классицистическому стилю, в другом - конкурирующая стилистика в эпоху эклектики, в третьем — направление нового, противоположного всем иным стилям, стиля модерн.

Недостаточную изученность "готики" в русской архитектуре подчеркивает и С.В.Хачатуров, подразделяя историю ее исследования на три периода. Первый этап - рубеж XIX - XX вв. связан с именами Г.И.Котова и И.Е.Бондаренко, рассматривавших, преимущественно, архитектуру XVIII столетия. Второй -1920 -1930-е гг. - представлен трудами Н.А.Кожина и В.В.Згуры, в которых основное внимание уделено псевдоготике Москвы и российской провинции также XVIII в. Третий - вторая половина XX столетия, время выхода в свет исследований Е.А.Борисовой, Ю.Я.Герчука, Н.А.Евсиной, Б.М.Кирикова, В.В.Кириллова, Е.И.Кириченко, В.Г.Лисовского, А.Л.Пунина, И.Г.Токаревой, Д.О.Швидковского и др. [309; с. 5-16]. Эти авторы исследовали явление "готического стиля", не ограничиваясь XVIII в., но концентрируя внимание только на одном из периодов развития русского "готического стиля". Монография "«Готический вкус» в русской художественной культуре XVIII века" С.В.Хачатурова, опубликованная в 1999 г., тоже посвящена только первому периоду ретростиля и рассматривает "готические" тенденции XVIII столетия с эстетико-культурологической точки зрения, а не искусствоведческой, и, преимущественно, на примере памятников Москвы и Подмосковья.

Среди работ перечисленных авторов отметим несколько статей, специально посвященных рассмотрению "готики" как оригинального явления русского искусства: "Новые памятники псевдоготики" В.В.Згуры (1927), "К генезису ложной русской готики" Н.А.Кожина (1934), "Феномен готики в русской архитектуре XVIII - начала XX вв. (пространственно-пластический аспект)" В.В.Кириллова (1988), "Готические реминисценции в творческих поисках русских архитекторов периода эклектики и модерна" И.Г.Токаревой (1988), "Проблемы русской псевдоготики XVIII - начала XIX вв." Ю.Я.Герчука (1994); брошюры Н.А.Кожина "Памятник русской псевдоготики XVIII века села Знаменки Тамбовской губернии" и "... Основы русской псевдоготики", изданные в 1924 и 1927.

Обзор отдельных "готических" памятников содержится и в исследованиях, посвященных жизни и творчеству зодчих, работавших в этом стиле: "Архитектор Брюллов" Г.А.Оль (1955), "Иван Старое: материалы к изучению творчества" Н.Белехова, А.Петрова (1955), "Михаил Быковский" Е.И.Кириченко (1988), "Юрий Фельтен" М.Ф.Коршуновой (1988), "Николай Бенуа" М.И.Бартеневой (1994), "Иван Старов" Д.И.Кючарианц (1997); статье "Адам Менелас" А.К.Андреева (1977); сборниках статей "Архитектор Юрий Фельтен. К 250-летию со дня рождения" (1982), "Матвей Федорович Казаков и архитектура классицизма" (1991) и др. [238, 106, 188, 206, 101, 214, 87, 90, 225]. Краткое описание или упоминания отдельных архитектурных памятников присутствует в ряде альбомов, посвященных зодчеству Санкт-Петербурга и Москвы и сооружениям, находящимся в пригородах столиц, брошюр, рассматривающих конкретные "готические" постройки, например, "Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове", "Коттедж", "Чесменский дворец", выпущенные в 90-х гг. прошлого столетия [319, 381, 103]. Информацию о дате постройки и авторе некоторых памятников "русской готики" можно найти в справочниках по

светскому и культовому зодчеству Санкт-Петербурга, например: "Архитекторы-строители Санкт-Петербурга середины XIX - начала XX вв." (1996), "Святыни Санкт-Петербурга: Историко-церковная энциклопедия в 3-х т." (1996), "Историческая застройка Санкт-Петербурга" (2001) и др. [181, 385, 400]. Тем не менее, остаются неизвестные, неисследованные, не рассматривающиеся в целостном историческом процессе произведения. Таким образом, в отечественном искусствознании отсутствует исследовательская работа, в которой анализировалась бы эволюция "готического стиля" в России, и тем более - в петербургской архитектуре.

Проблема средневекового готического стиля и неоготики активно изучалась зарубежным искусствознанием. Неоготике посвящены труды европейских учёных: С.Баура, Г.Германна, М.Гессе, А.Кампхаузена, К.Кларка, Д.Макоули, И.Хазлага, В.Хальбрука, Х.Хиппа и др. [339, 350, 356, 359, 346, 360, 354, 352, 357], но они направлены на изучение европейской неоготики и не затрагивают тему русского "готического стиля". Краткое упоминание о русской неоготике имеется в книге У.Брумфильда "A histori of Russian architecture", изданной в Кэмбридже в 1993 г. Говоря о русском "Gothic Revival", автор рассматривает самые характерные памятники "готики", находящиеся в Санкт-Петербурге и его пригородах [343; с. 394-395]. О "готических" произведениях Ю.Фельтена в России идет речь на страницах исследования "Deutsche Baumeister in Russland. 18 Jahrhundert" Х.Хайдебрехта, подробно описывающего постройки архитектора в Царском Селе и ансамбли на близлежащей к Петербургу в XVIII столетии территории - Чесменский и Каменноостровский [355; с. 82-88].

Исследования средневековой европейской готики зарубежными учеными посвящены, главным образом, специфике конструкции и скульптурного декора центра готического мира - собора. Они изучали трудный и продолжительный процесс возведения храмов и их образное построение2, готическую скульптуру,

расположенную на фасадах храмов, и ее фантастические персонажи3. Более того, европейские исследователи, в отличие от российских, уделили много внимания и гражданскому зодчеству Средневековья: рыцарским замкам и городской застройке [337, 336]. С точки зрения разностороннего и глубокого изучения проблемы средневекового европейского готического стиля во всех видах искусства важной является переводная книга зарубежных авторов Б.Борнгессер, У.Гезе, Э.Клуккерт, Б.Курманн, П.Курманна, Э.Маклина, Р.Томана, П. де ла Рьестра, У.Энгель, К.Фрайганг и др. "Готика: Архитектура. Скульптура. Живопись" [143], раскрывающая разнообразные грани архитектуры, скульптуры, живописи, ювелирного дела и других видов искусств готической эпохи.

В связи с исследованием "новой готики" представляются интересными иллюстрации в книге Р.Анхайссера "Средневековый жилой дом в немецкоязычных странах": гравюры с изображениями городских построек Средневековья, многие из которых имеют ярко выраженные черты готического стиля, заимствованные затем архитекторами нового "готического стиля" в их романтических сооружениях дворянских усадеб и домах эпохи модерна. Необходимо подчеркнуть, что работы европейских ученых в целом посвящены только готике и неоготике Европы, в редких случаях уделяя внимание "готическому стилю" России.

В отечественном искусствознании в настоящее время отсутствует общий фундаментальный труд по истории средневекового готического зодчества в целом, а также работы, имеющие целью сравнение национальных вариантов готики. Не существует и исследования, анализирующего европейскую неоготику в целом. Большинство российских исследований изучают французский вариант стиля, тогда как прообразом "русской готики" являлось также и архитектурное наследие Англии, Италии и Германии. Эти труды посвящены, в основном, эпохе Средних веков в целом, или помещены в учебных пособиях, рассматривающих историю мировой архитектуры, готика как прообраз нового "готического стиля" в них не представлена . Поэтому, прежде чем анализировать "готический стиль" в русской архитектуре, необходимо охарактеризовать исторические этапы развития и особенности готического стиля и неоготики Европы, выявить историко-культурную основу, эволюцию, эстетические и стилистические особенности средневековой готики в архитектуре, что позволит дать более точное определение специфики "готического стиля" в русском зодчестве, проследить его прообразы и национальное своеобразие.

Подводя итоги, отметим, что в настоящее время исследования готики и неоготики не создают целостной картины развития "русской готики", история которой имеет несколько периодов, отличающихся не только внешними признаками произведений, или степенью заимствования архитектурных элементов, но и известным соответствием основным эстетическим и стилистическим характеристикам памятников стиля-прототипа. В отечественном искусствознании отсутствует и специальный труд, посвященный проблеме "готического стиля " Санкт-Петербурга и его пригородов, который бы рассматривал данное явление на протяжении его двухвекового развития, раскрывал бы в исторической эволюции стилистические особенности памятников, систематизировал их и представил целостную картину эволюции феномена петербургской "готики".

Источниковедческую базу диссертационной работы составили материалы, находящиеся в государственных архивах (РГИА, ЦГИА СПб), библиотеках и музеях (ОР РНБ, НИМ PAX, ГЭ), труды русских и европейских философов и культурологов, фундаментальные исследования по истории русской и европейской культур, истории искусства и архитектуры, а также произведения художественной литературы, тематически связанные с готикой. Анализируя специфику и эволюцию "готического стиля" в русской архитектуре, мы использовали архивные документы, хранящие сведения о памятниках, архитекторах и владельцах рассматриваемых сооружений, и фундаментальные работы по истории русской архитектуры современных ученых. Существенную помощь при атрибуции построек "русской готики" и рассмотрении отношения к ним современников оказали дореволюционные периодические издания, посвященные архитектуре и искусству: "Зодчий", "Листок архитектурного журнала «Зодчий»", "Неделя строителя", "Архитектурные мотивы", "Архитектурный музей Императорской Академии художеств", "Столица и усадьба", "Старые годы", "Воскресный досуг" и др., содержащие около пятидесяти гравюр, созданных с проектов "готических" сооружений, и их описаний.

Материалом для исследования стали "готические" постройки и оформленные в "готическом стиле" интерьеры в русской архитектуре второй половины XVIII - начала XX вв., а также памятники готического Средневековья и неоготики в европейском искусстве. Особое внимание мы уделили "готическим" сооружениям Санкт-Петербурга и его пригородов указанного периода, и, прежде всего, тем произведениям архитектуры, сведения о которых в литературе, посвященной данному феномену, ранее не публиковались. В диссертационной работе мы стремились рассмотреть все наиболее существенное в эволюции и специфике "готического стиля" в петербургской архитектуре, но, будучи ограниченными в объеме диссертационного исследования, не ставили задачу подробно проанализировать внутреннее убранство памятников "готики".

Объектом исследования диссертационной работы является архитектура Санкт-Петербурга и его пригородов второй половины XVIII - начала XX вв.

Предметом исследования - специфика и эволюция "готического стиля" в архитектуре Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургской губернии второй половины XVIII - начала XX вв.

Целью исследования является рассмотрение эволюции "готического стиля" в русской архитектуре, анализ его специфики и смысла в контексте художественной культуры России второй половины XVIII - начала XX вв. на примере памятников Санкт-Петербурга и его пригородов.

Для достижения обозначенной цели поставлены следующие задачи: 1) рассмотреть европейскую готику и неоготику как прообразы "готического стиля" в русской архитектуре; определить основные эстетические и стилистические особенности, эволюцию готического стиля Средневековья, а также предпосылки возникновения и характерные особенности неоготики в архитектуре Европы;

2) выявить причины возникновения "готического стиля" в русском искусстве XVIII в. и раскрыть специфику его основных направлений — "стиля Москвы", "стиля Петербурга" и российской провинции;

3) проследить периоды исторической эволюции традиции "готики" в русской архитектуре;

4) проанализировать псевдоготику — первый период "готического стиля" в России как феномен архитектуры Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургской губернии второй половины XVIII столетия, в связи с чем раскрыть культурно-исторические предпосылки возникновения петербургской псевдоготики и ее особенности;

5) определить значение готических реминисценций и своеобразие неоготики 1810 - 1880-х гг. - второго этапа "готического стиля", основные направления его воплощения в петербургской архитектуре эпохи расцвета романтизма и историзма;

6) раскрыть причины возникновения готической традиции в эпоху модерна на рубеже XIX - XX вв. и рассмотреть характерные черты построек "готического модерна" в Санкт-Петербурге и его пригородах;

7) определить характеристику "готического стиля" в русской архитектуре.

Новизна настоящей диссертационной работы заключается в системно-историческом анализе "готического стиля" в русской архитектуре второй половины XVIII - начала XX вв. на примере памятников Санкт-Петербурга и его пригородов. В данном исследовании впервые сделана попытка собрать воедино сведения о большинстве памятников "петербургской готики", которая, как феномен, была ранее отмечена, но не стала предметом специального изучения.

Целый ряд архитектурных памятников "готического стиля" Санкт-Петербурга и его пригородов, сохранившихся до сегодняшнего дня, не привлекался ранее для анализа. В архивах Петербурга нами были обнаружены проекты некоторых построек, сейчас уже не существующих. Особенности малоизвестных или вовсе неизученных архитектурных сооружений "русской готики" рассмотрены в настоящем диссертационном исследовании.

Новизна предлагаемой работы определяется и методологическими принципами исследования феномена, проявляющимися в комплексном анализе, который объединяет системный искусствоведческий, эстетический, культурологический, историко-типологический, а также краеведческий методы анализа, поскольку раскрыть в полной мере проблематику исторической эволюции "готического стиля" в России возможно лишь с привлечением методологии комплексного анализа. Системный искусствоведческий анализ связан, прежде всего, с рассмотрением конкретных памятников "готической" архитектуры, их проектов и возможных прототипов, типологии распространения "готических" форм, высказанных по их поводу мнений современников и потомков и включает формально-стилистический и иконографический методы. Историко-типологический метод помогает раскрыть сущность объекта, когда в каждом единичном случае присутствуют черты общего, а в многообразии есть типическое. Он играет немаловажную роль при разделении исторического процесса на качественно отличные этапы, периоды, что является одной из главных задач настоящей диссертации.

"Готический стиль" в России, так же как и "новая готика" Европы имеет в своем развитии несколько периодов, постройки которых отличаются конструктивными, декоративными и композиционными особенностями.

Прежде чем обратиться к периодизации "русской готики" необходимо подчеркнуть, что этапы развития "готического стиля" в России связаны с европейской неоготикой. Наиболее ярко неоготические тенденции проявились в искусстве Англии XVIII - начала XX вв., где прошли в своем развитии, в отличие от русского, два крупных этапа, первый из которых, называемый "Nachgotik" ("послеготический", или "следующий за готикой";), датировавшийся второй половиной XVI - XVII столетий, в России не существовал и представлял собой только английское обращение к готической стилистике как национальному

16

прошлому. Второй, определенный европейскими учеными, как "Neogotik" -"новая готика" - следующий за "Nachgotik" этап в европейском искусстве, длящийся со второй половины XVIII до начала XX в. во всей Европе и в России (в Англии, как исключение — с начала XVIII в.) [154, с. 121-125].

Новый "готический стиль" в Англии подразделяется в своем развитии на три периода. Первый период - возникновение и формирование феномена - XVII - XVIII столетия, связанный с сентиментализмом и романтизмом и проявившийся в псевдоготических постройках, величественных "готических декорациях". Начало второму периоду истории "новой готики" в Англии положили работы Дж.Нэша, который в 1800-х гг. сделал первый шаг к эклектике XIX столетия. Этот период эволюции ретростиля получил название Ранней Викторианской готики, что стало предзнаменованием тенденции к более сознательному изучению форм стиля-прототипа. Третий период развития стиля в Великобритании называют Высокой Викторианской готикой. С 50-х гг. XIX в. начинают строить здания с обильной полихромией фасадов и интерьеров, что отразилось в английском церковном зодчестве и было связано со стилистическим направлением

"готического стиля".

В других европейских странах "новая готика" не имела такого культурного статуса, там ее вытеснял классицизм. "Готические" тенденции в архитектуре Европы XVII — XVIII вв. подробнее будут рассмотрены во втором параграфе первой главы.

Новизна диссертационной работы связана и с попыткой уточнения периодизации "готики" в русской архитектуре. Периодизация "готического стиля" России представляет проблему, которой уделено в современном искусствознании явно недостаточно внимания, попытки ее решения неоднозначны и противоречивы. В настоящей диссертации мы попытались проследить эволюцию "готических" тенденций в России, предложив уточнения к существующей системе периодизации "русской готики".

"Готический стиль" в России имеет в своем развитии несколько периодов. Хронологически и типологически "русская готика" подразделяется учеными на

постройки второй половины XVIII - начала XIX столетий, сооружения 1820-30

- 1890-х гг. и здания рубежа XIX - XX вв., усматривающих логику в разных интерпретациях стилистических форм, другой степени изучения архитекторами стиля-прототипа и степени подражания конструктивным и декоративным особенностям, но называют эти периоды развития стилистического направления по-разному. Например, Н.А.Кожин, Е.А.Борисова определяют первый период "ложной готикой" [199, 200, 202, ПО, 112, 113], а многие другие исследователи (Н.А.Евсина, В.В.Кириллов и др.) - "псевдоготикой" [154, 185]. Термин "неоготика" чаще всего употребляется применительно к постройкам XIX - начала XX столетий, но может характеризовать и весь период развития неостиля.

Наиболее развернутое определение трем эпохам "готического стиля" представлено в монографии "Русская архитектура в эпоху романтизма" Е.А.Борисовой. Она предложила называть "русскую готику" XVIII в. "ложной готикой" или просто "готикой", "поскольку здесь еще не было проникновения ни в сложный семантический смысл готического искусства, ни в особенности ее декоративных форм и пространственных решений"; сооружения XIX в. - по аналогии с псевдорусским стилем - "псевдоготикой"; постройки рубежа XIX - XX столетий

- "неоготикой" по сравнению с неорусским стилем или неоклассицизмом [ПО; с. 43]. Но как тогда быть с "необарокко" или "неоренессансом" середины XIX в., с постройками А.И.Штакеншнейдера, А.П.Брюллова? Тогда их тоже необходимо отнести к "псевдобарокко" или "псевдоренессансу". Тем не менее, в искусствоведческой литературе они обозначены как "необарокко" и "неоренессанс", что представляется целесообразным. Ведь необарокко в России представило собой целостный феномен, являясь именно "новым стилем", а не "псевдостилем", хотя и берущим основные композиционные и декоративные принципы от барокко, но применяющим новые материалы и конструкции, создающим новое пространство при подробном изучении форм стиля-прототипа и воплощении их в постройках с большей исторической достоверностью."

@темы: готика России, из истории, публикации

Комментарии
2009-04-21 в 19:32 

очень хорошая статья =) спасибо большое :D

URL
2009-11-11 в 20:53 

Шуя Кахара (старый аккаунт)
печенье хочет любви, как и все остальные.
я вот прочел и не понял.. а где, собственно, диссертационная работа?

2009-11-11 в 21:42 

Когда мир раскалывается на 2 части, трещина проходит сквозь сердце поэта.
пляшущий фавн Пантуфль это максимум может быть автореферат к диссертации, а по-моему это просто статья

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Готическая Архитектура

главная