Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
21:27 

Витраж

gothic-architecture
взмывая ввысь..
"Слово "витраж" произошло от французского vitre (оконное стекло).



Попытки создания чего-то похожего на витражи предпринимались ещё в V-VI
вв. Так, в раннехристианских базиликах V-VI вв. окна заполнялись
специально подобранными тончайшими прозрачными пластинами алебастра или
селенита, составляющими различные орнаменты.

Прозрачное и бесцветное стекло появилось одновременно с
христианством в отличие, от непрозрачного стекла Египта, хотя и было
поначалу очень неоднородно.


Рождение витража, как такового можно датировать приблизительно
VI –VII вв. нашей эры, когда для создания особой эмоциональной
атмосферы витражи стала использовать христианская католическая церковь.
В 1930 году археологами при раскопках были обнаружены три стеклянных
фрагмента изображения Иисуса Христа с крестообразным нимбом. Считается,
что дата изготовления этих фрагментов относится примерно к 540 году
нашей эры. Самым древним из уцелевших образцов витражей считается
голова Христа из Вейссембургского аббатства в Эльзасе, Германия. Также,
один из самых первых, известных нам сейчас, витражей находится в
монастыре Святого Павла в Англии и датируется 686 годом нашей эры.

Самыми старыми законченными витражами Европы считаются пять
фрагментов из Аугсбургского Собора. В изготовлении этих витражей
использовалась техника закрашивания и тонального оттенения.


Традиционная технология изготовления витражей окончательно оформилась в
одиннадцатом веке. В трактате германского монаха Теофила примерно в
1100 году были изложены особенности средневекового процесса
изготовления витражей, во многом остающиеся неизменными и по сей день.
Процесс начинается с изготовления цветного стекла. Речной песок
смешивается с поташом, флюсом и известью (естественно существует
огромное количество вариантов). В Средние века стекло варили в
сферических печах, используя в роли тиглей керамические горшки. Окислы
металлов, из которых изготавливаются краски, добавлялись в
расплавленное стекло. При этом получался довольно узкий спектр тонов.
Стекло же имело большое количество изъянов в виде пузырей, затемнений,
неоднородностей цвета. Подобные дефекты придают средневековым витражам
особую прелесть, главным образом благодаря игре цвета.


Одна витражная панель в Средние века состояла часто из сотен
кусочков стекла. Затем некоторые кусочки изымались и расписывались
матовыми эмалевыми красками и повторно обжигались. Готовые кусочки
скреплялись свинцовыми Н-образными полосками. Окна достигали высоты
шести метров, а некоторые - были более восемнадцати метров. Для
прочности такие большие окна делили на панели площадью несколько
квадратных дециметров, которые прикреплялись к расположенной снаружи
металлической решетке.

В начале второго тысячелетия нашей эры (Романский период) в
архитектуре стало значительно больше элементов, которые украшали
витражами. И появились они опять-таки в соборах, где толстые стены
вынуждали делать большие окна. Вот их-то в первую очередь и стали
украшать витражами. Вначале в таких витражах использовался
геометрический или растительный орнамент с преобладанием красного и
синего цветов, как и в так называемых «Аравийских окнах» (отдельные
части стекла вставлялись в мрамор или камень), появившихся в Европе
примерно во второй половине тринадцатого столетия. Постепенно рисунок
усложнялся, в нем появились человеческие фигуры. Наиболее типичен для
того времени ансамбль из трех окон, символизирующих Святую Троицу.


Новым этапом считаются витражи в Королевской церкви аббатства
Сен-Дени. Здесь в витражные панно были включены не только фигуры, но и
текстовые жизнеописания Христа, Марии и прочих святых.

На средневековом Востоке тоже делали витражи. Восточные
витражи собирали из отдельных кусочков стекла, которые скреплялись
между собой раствором (в том числе цементным).


В эпоху Возрождения витражи в полной мере становятся
картинами с реалистической передачей объема. Они создаются как живопись
на стекле на основе полотен известных художников. В XVI в. получили
распространение небольшие кабинетные витражи для украшения комнат.

К нам витражи пришли из Европы, и применение их у нас
началось значительно позднее. Но, так же как и в Европе, их
устанавливали в основном в церквях. Позднее их стали применять и для
декоративного оформления внутренних интерьеров частных домов.

В конце девятнадцатого века Джон Ла Фарж и Луис Тиффани
стали намеренно добиваться неоднородности стекла. Современное витражное
стекло получается в результате использования множества разнообразнейших
технологий. Стекло может быть прозрачным и глухим, однородного цвета и
смесью различных цветов и оттенков одного цвета, гладким и с
разнообразной фактурой.



Надо сказать, что витражи у нас никогда широко не применялись, поскольку витраж во все времена был изделием дорогостоящим.

Недоступность витражей для широких слоев населения при остром
желании их все-таки иметь, например, в советский период привела к
появлению различных технологий-заменителей." источник: www.dimatrix.ru/45
1. собор св. Витте, Чехия.
2. Собор в Шартре,витраж "Богоматерь с младенцем"
3. Собор Нотр дам де Пари, Франция
от себя добавлю, что в современном прикладном творчестве искусство витража переросло в более доступную и простую роспись по стеклу и зеркалам.

@темы: витраж, готика Европы, из истории, публикации

URL
Комментарии
2009-02-17 в 00:04 

Snake1410
Шикарно, огромное спасибо, жаль только нету витражей Сент-Шапеля, они просто чудо готического искусства.

2009-02-17 в 21:19 

gothic-architecture
взмывая ввысь..
Snake1410 на здоровье. Это ещё не последняя публикация по витражам)

URL
2009-02-22 в 07:21 

_ЛАЙТ_
Если в мире всё бессмысленно, — сказала Алиса, — что мешает выдумать какой-нибудь смысл?
gothic-architecture Спасибо

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Готическая Архитектура

главная